Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 02.05.2024, 09:08
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2013, № 9
 
Кабинет методиста
 
О шахматах и педагогике с любовью и надеждой
 
© В.М. Гайнулина
 
Продолжение, читать начало
 
В обычный шахматный кружок, действующий в УДОД, ребенка в большинстве случаев приводят не из-за спортивности шахмат. Их высокая, распространенная и устойчивая репутация связана с развитием умственной деятельности играющего: он состязается с партнером, опираясь на интеллект, компетентность и самообладание. Родители полагают, что шахматы приобщают детей к воспитанности, интеллигентности, улучшают понимание школьной математики.
Начав заниматься в кружке, содержание работы которого выходит за пределы обучения теории и практике шахматной борьбы, ребенок может под воздействием общекультурной информации сделать множество открытий, в том числе и мировоззренческого уровня. В частности, так называемый прогресс (т.е. накопление преимуществ настоящего над прошлым) в шахматах не действует: одаренные мастера прошлых эпох, а тем более — гении, повергают современных в трепет перед неиссякающей красотой этой игры.
У шахмат есть и еще одна заслуга, теперь уже и перед прогрессом: первые компьютеры — это мозги шахматистов. Особенно тех, которые могли играть вслепую (не глядя на шахматную доску, находясь в другом помещении), на нескольких досках сразу, а некоторые (например, Алехин, Найдорф, Флеш) на нескольких десятках досок! Природа как бы убедилась в принципиальной возможности мозга как прибора, изобретатели идею оценили. И вот мир компьютеризируется.
Шахматный кружок в УДОД имеет ряд отличий по сравнению со спортивной секцией. Эти отличия не ограничиваются подходом, согласно которому обучение выступает средством, а не целью его работы. Кружку в УДОД свойственно:
• оправдание надежды ребенка на успех. Он многолик и не сводится только к победам в игре: узнавание нового, приобретение умений, констатация причин неудач и (или) успехов как материал для размышления; восприятие проигрыша в качестве тренинга «держать удар», нахождение ответа на вопрос: «Чего я еще не сделал, чтобы выиграть у Миши?». Формирование такой установки на восприятие ребенком успеха гарантирует постоянную эмоциональную притягательность занятий. Составляющие успеха направлены на общее развитие ребенка, а не только на спортивные победы;
• информирование родителей о развитии отношения ребенка к успеху в целях выработки общей тактики взрослых в решении часто встречающейся проблемы — если сразу не получается, если кто-либо опережает его, то ребенок бросает начатое дело. Родители ориентированы на аналитический подход в случае неудач ребенка, согласованный с позицией педагога, которую он внушает учащемуся;
• разнообразие способов и материалов введения новой информации, ее быстрая смена. Учитывается «телевизионность» современных детей, их привычка к динамизму происходящего на экране. Поэтому даже первая дидактическая закономерность обучения шахматной игре — введение обучаемого в область значений понятия «центр» — реализуется при помощи показа возможностей открытых, полуоткрытых, закрытых начал. Их не следует называть по «именам», чтобы не мешать белым и черным быстро, разнообразно И красиво оказаться в «центре». Потом дети узнают о вариантах начала партии, путей в центр, реализации возможностей таких путей в зависимости от разыгрываемого дебюта. И это узнавание будет более основательным, так как у детей уже имеется опыт решения задачи в ситуации выбора варианта занятия ключевых полей на доске;
• реализация функций книги как источника культуры, образованности, как средства стать человеком читающим. Эти книги — шахматная литература.
Огромное разнообразие книг и брошюр (не в тиражном измерении, тираж, как правило, мал, спрос — выше!) вызвано неисчерпаемостью самих шахмат и безграничностью исследовательской активности авторов, что вместе обусловливает средствовый потенциал воздействия на развитие интеллектуальных, эстетических и деловых качеств пользователя (поэтому и обращаются праксиология, менеджмент к авторитету и наглядности шахмат). Обучиться чтению специфической литературы человеку, «умеющему читать» в общепринятом смысле этого термина, довольно просто. При формировании установки на овладение шахматной нотацией увлечение шахматами может возникнуть и при отсутствии кружка и телевизионных программ.
Обратим внимание, что шахматная литература и интерес к ней — это единственное, возможно, доказательство немифологичности высокой репутации ближайших предков как «народа читающего» для современной молодежи, отчужденной от высокой литературы.
Книги по шахматам — это накопитель культуры, они не устаревают. Например, изданная на немецком языке в 1890 г. «Теория и практика эндшпиля» выступает информационно-методической основой для новых исследований шахматных окончаний. После выхода на русском языке книги «Эндшпиль» в 1927 г., впитавшей ее идеи, последовала публикация серий монографий, развивающих представление о шахматных окончаниях. И так весь XX в.
В каждой такой книге присутствует множество нюансов, которые у знатоков вдохновляют мозг, оживляют память, интуицию, вызывая игровую активность. А что касается начинающих игроков, то они часто попадают в ситуации развертывания эффекта удивления тому, что красота — имеет такую странную форму в шахматной литературе. Открывают они книгу, например, В.Г.Зака «О маленьких для больших». Страница 29, короткая информация «Итальянская партия, Греко—Любитель, Рим, 1619 г.», ниже — две колонки из 13 ходов белых и черных, на 14 ходу белые ставят мат. Смысл колонки — показ хода партии, которая неискушенных начинающих ошеломляет своим финалом. У черных материальное преимущество, их пешки идут на белого короля, белопольный слон белых оказывается под угрозой. И вдруг — жертва белых на 9 ходу. Словно бутон цветка, раскрывается информационная емкость этих колонок из славянских и латинских букв и арабских цифр: такие красивые вещи закодированы в них! А учитывая дату, место, включая воображение, что два игрока и, возможно, группа болельщиков смотрели на игру, видели то же самое, что и мы сейчас почти четыре столетия спустя, что до нас дошла эта партия, что среди болельщиков был человек, знавший, как, конечно, и сам Греко, что нельзя оставлять своего короля в центре, предпринимая атаку на короля неприятельского, — и вот все эти что держат детей в напряжении, энергетика события притягивает их к партии снова и снова! Они смотрят ходы на демонстрационной доске, воспроизводят дома.
Пережитое удивление помогает учащимся осознать значение шахматной нотации как международного письменного языка, имеющего хождение и в прошлом, и в настоящем. Машина времени в действии. У детей возникает чувство самоуважения от причастности своего конкретного умения к умениям таких разных людей. Это похоже на определенную идентификацию, значение которой зафиксировал Р.Киплинг через «Мы с тобой одной крови...» Встреча с удивлением является атрибутивной для ситуации изучения партий и в течение последующей жизни человека как шахматиста. Чем больше опыт, тем глубиннее способность видеть, оценивать игру, получать эстетическое удовольствие от ее красоты.
Шахматной педагогике свойственна целенаправленная обращенность на общность шахмат (как модели действий) с реальными действиями людей в жизни. Цели, средства, источник, причина, тактика, борьба, стратегия, расчет, ошибка, неудача, успех и многое другое, в том числе такие высокие понятия как красота, труд, ответственность, победа, — все эти слова учащиеся и слышат, и сознательно произносят. И применительно к шахматам самим, и применительно к тому, что шахматист — человек действия и человек эпохи. Например, называя имя «Вера Менчик», детям сообщается не только ее титул первой чемпионки мира среди женщин, игравшей в серьезнейших международных турнирах мужчин, но и о ее прерванном участии в чемпионате шахматного Союза южных графств Англии в 1944 г.: в ночь на 27 июня прямым попаданием германского авиаснаряда дом был разрушен, вся семья Менчик и сама шахматистка погибли... А как буря революций и войн прошла через жизнь великого Александра Алехина...
Шахматной педагогике присуще обучение рефлексии не только на материале соотнесения своей игры с игрой партнера, своей игры с игрой персоналий шахматной литературы, но и на материале сыгранных записанных партий, которые разбираются у демонстрационной доски. К ней выходить шахматисты любят. «Почему ты сделал этот ход? Почему так среагировал на ход? А может быть, он не на него среагировал, а на другую возможность». Все это сопровождается комментированием происходящего «болельщиками».
Шахматы — парный вид спорта, в котором соперничают две индивидуальности. Конфликт во время и после игры — явление нередкое. Во-первых, потому, что дети, как правило, невротичны, во-вторых, многие уже обзавелись неудобным для окружающих личностным качеством — переносом своей вины на других. «Вина» в шахматах — это ошибки в данной игре или вообще низкий, по сравнению с другими, уровень освоения теории и практики игры мастеров. У детей к этому добавляются просмотры угроз или возможно-стей, так называемые «зевки». Поэтому приучение к этикету по своей сути выступает обучением самообладанию, умению видеть себя со стороны. Это достигается, в частности, объяснением агрессии, агрессивности, как они рассматриваются в психологии. Такое объяснение дается уже на первых занятиях в качестве предупредительной меры перед возможным проявлением агрессивности в будущем. Негативный образ агрессии (агрессивности) выступает сдерживающим фактором в их проявлении, регулятивную роль играет опасение, что окружающие засмеют неадекватное поведение из-за того, что агрессивность присуща, в частности, обезьянам. Внимание к укреплению способности детей к самообладанию, самоконтролю является частью работы над формированием в них субъекта деятельности.
И ситуациям на занятиях кружка в учреждении дополнительного образования детей, и процессу обучения в целом в таком учреждении свойственно развитие у детей собственной субъектности, реальное, осознаваемое. Информационной почкой, из которой произрастает это развитие как осознаваемое учащимся, является простая и понятная шахматистам картина: на 64 клетках при помощи партнера (его сопротивление — тоже вид партнерства), своих и его фигур создаются сюжеты, развертываются всякие события, кипят страсти. То есть каждый из игроков — практически то же самое, что и писатель, режиссер, художник, полководец, конструктор. Создатель, творец. И только он сам, играющий, может помочь себе стать хорошим, отличным творцом шахматных событий, для чего нужно немногое по сравнению с другими попытками добиться совершенства, например, в актерском мастерстве, в менеджменте, в очень многих других профессиональных деятельностях: там нужна кооперация, объединение людей, чтобы дело пошло. В шахматах игрок ни от кого не зависит, и даже партнер для него не помеха, если он сам хочет научиться достойно играть и этого добивается, обогащая знания, практику игры, расширяя свой культурный кругозор.
Специфика обучения шахматам в кружке УДОД обусловлена специфичностью самого этого учреждения как образовательного, дополнительного к школе и ее возможностям образовывать учащихся, как среды развития ребенка, наиболее адекватной (по сравнению с другими учреждениями) природе познавательного интереса человека в возрасте 5 лет и старше. Человека не вообще, а каждого конкретного, которому повезло иметь возможность заниматься в УДОД.
УДОД принимает всех желающих, не производит отсева в связи с якобы выявленной неспособностью ребенка успешно осваивать теорию и практику шахматной игры. УДОД нацелено на развитие ребенка на основе обучения игре, а не на достижение в первую очередь спортивного результата. Сам спортивный результат служит дополнительным средством для повышения эффективности введения ребенка в мир шахмат как развивающую среду.
Условия для обучения тоже отличаются от специализированного спортивного учреждения, УДОД обычно не имеет оборудования и площадей, необходимых для обеспечения пребывания ребенка в атмосфере шахмат: как правило, отсутствует специальная мебель, ограничены условия для доступа зрителей к играющим; осложнено снабжение юных шахматистов литературой, компьютерными программами. Есть и более существенные проблемы: мало шахматных часов, бланков для записей партий, может отсутствовать демонстрационная доска, нет учебников. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся — тоже дефицит. Все перечисленное — формальные признаки, хотя и отражающие организационно-материальный аспект, что очень немаловажно.
Основной особенностью шахматного кружка (секции, клуба) в УДОД является содержание работы. Она включает введение ребенка в образовательные области, которые присутствуют в базисном образовании (т.е. школьном), но в кружке предстают как имеющие отношение к шахматам. Более того, сведения общекультурного характера и сведения довольно специфические, с которыми в школе учащихся знакомят в среднем или старшем возрастах, могут сообщаться детям 6-ти лет и чуть старше, закладывая основы любознательности в отношении содержания школьного учебного процесса: срабатывает «эффект узнавания».
Например, школьный предмет «география». Он предстанет перед средними и старшими подростками. А прежде того дошкольники и младшие школьники осваивают дебюты «итальянская партия», «испанская партия», «сицилианская защита», «английское начало», «шотландская партия».,. На физической и политической картах мира Вы показываете Италию, Испанию, другие страны в соответствии с изучаемым дебютом, рассказываете что-нибудь занимательное из их истории, о персонажах фольклора, замечательных итальянцах, испанцах, шотландцах. А когда идут «коневые дебюты», «индийская тема», то это такой простор для отбора сжатой и впечатляющей информации, питающей и развивающей познавательный, природный (!) интерес ребенка.
Дети постоянно толпятся возле карт до занятия, в перерыве и после. Это их любимый способ потратить личное время.
А сколько названий городов, где игрались очень красивые партии, слышат шахматисты! Лондон («королевский гамбит», 1851 г., Полерио - Доменико), Берлин («гамбит Эванса», 1852 г., Андерсен—Дюфрень: партия за красоту была названа «вечнозеленой»!) и множество других мест на Земле. А какая большая страна Россия, сколько в ней городов, где проводились и проводятся турниры: Москва, Петербург (Ленинград), Калуга, Орел, Тула, Казань, Сочи, Элиста, Краснодар, Анапа...
География — это особое средство для ориентировки, для развития чувства пространства, встречи с системой координат. Все, как в шахматах: только вместо «вертикали» — север и юг, вместо «горизонтали» — запад и восток. Детям понятно!
История присутствует на занятиях всенепременно. И проблемы этой науки — тоже. Только лишь один вопрос «о происхождении шахмат» вовлекает учащихся в глубину веков, а она скрывает истину за мифами и легендами. Относительно новая для школьного исторического образования отрасль знания «историческая психология» в содержательном и методическом планах — очень востребована на занятиях кружка, потому что с ее помощью возможно формирование высоких чувств учащихся — патриотизма, уважения к своим культурным истокам.
Уже на первых занятиях начинается введение учащихся в пространство идеи «Россия — шахматная страна». Это — не миф, просто мы плохо знаем свою естественную, не политизированную историю. И сегодня, например, в Орловщине происходит настоящая шахматизация культурно-гражданской жизни, но кто об этом знает?
Идея конкретизируется в течение всех трех лет обучения в кружке. Пример конкретизации: По телевизору идет показ «Трех мушкетеров». Бесспорно, история Франции в версии «Александр Дюма — наш кинематограф» завораживает. Кроме того, в фильме есть эпизод игры в шахматы — очень напряженный.
Вы сообщаете детям, что дело происходит при Людовике XIII, он жил в 1601— 1643 гг. В это время в Европе шахматы были довольно распространены, особенно в Италии. А вот Людовик XIV жил в 1638-1715 гг. В 1685 гг. во Францию к его двору прибывает из Московии большое посольство — 50 человек. Французские хроники XVII в. отмечают, что лучшие французские игроки в шахматы — ученики по сравнению с «этими русскими», настолько превосходна их игра. «Представляете, — комментируете Вы этот исторический факт, — как играли в шахматы в России, если игра посольских московитов так впечатлила французов? Ведь в состав посольства включали не по признаку, играет ли человек в шахматы. Следовательно, у русских было принято играть в них».
Распространенность шахмат среди населения и вызвала к жизни появление гениев — Чигорина, Петрова, благодаря которым наша страна весь XX в. была ведущей по качеству игры и по количеству выдающихся игроков. Эти два человека заложили основы русской школы шахматной игры.
Своеобразным учебником по исторической психологии является блистательная книга А.В.Кикнадзе «Удивительны как всегда: Книга о шахматах и шахматистах» (1988 г.). Ее первая глава повествует «о роли шахмат в истории государств и судьбах людей»!
Понятно, что отбор фактов, идей, персоналий, чувство ситуации, когда возможно и целесообразно введение информации, — все это очень личностно, все это органично для конкретного педагога, индивидуальность которого дети воспринимают с доверием, с ожиданием, что он обязательно о чем-то расскажет, что вместе все будут обсуждать, в том числе и дома. В общеметодическом плане такая педагогическая позиция означает одно из средств содействия становлению в ребенке любознательности, развитию кругозора.
Основная педагогическая целесообразность обращения к шахматам основывается на содержательно-методическом использовании развивающего потенциала шахмат для формирования личности учащегося как субъекта деятельности. Размышляя в этой игре, ребенок занимается умственным трудом, интеллектуальной деятельностью. Насыщенность шахматной игры понятиями, правилами, теоретическими конструктами, постоянными связями между причиной и результатом превращают ее в занятие сложное, но в то же время поразительно интересное.
Здесь уместно заметить, что в науке «праксиологии», изучающей всякую человеческую деятельность, для обоснования специфических видов деятельности как очень сложных (умственной, техники борьбы и др.) существует традиция обращаться к шахматам (см. «Трактат о хорошей работе» всемирно известного ученого Т.Котарбинского, имя которого стоит в ряду с такими мыслителями, преобразующими практики, как Ф.У.Тейлор, Г.Форд, М.Вебер, А.А.Богданов). Шахматная игра — это модель грамотной активности действующего субъекта, который решает задачу. Для образовательного учреждения доверительное отношение к шахматам как средству и условию развития учащихся необходимо. Оно поможет начать решать проблему, которая возникла давно. Даже в учреждении дополнительного образования — наиболее сочетающемся с природой детства — эта проблема актуальна: при обязательной включенности каждого ребенка в деятельность, наглядно являющую ему свои результаты в форме комплекса знаний, умений, технологий, практических работ, рефлексия на себя как субъекта деятельности у учащегося формируется в пределах «знаю, умею, делаю». Реально воздействие обученности учащихся на их общее развитие больше, чем они осознают. Было бы полезнее, чтобы деятельностная рефлексия стала более адекватной этой обученности.
Что касается школы, то, учитывая действующую концепцию учебной деятельности как ведущей в развитии учащегося и имея в виду реальную численность детей, не усваивающих учебную программу, становится актуальной проблема привития им культуры отношения к себе как субъектам учебной деятельности.
Таким образом, полезность шахмат для УДОД и школы, а не только конкретно для ребёнка и его семьи, достаточно основательна. Эффект полезности ощущается довольно быстро и достигается сравнительно просто: надо обучить учащихся игре и обучить их читать шахматную литературу на основе знания шахматной нотации. Шахматная литература способна явить юному поколению идеалы дела (класс игры) и отношения к нему (путь к мастерству). Какой бы спор ни возникал вокруг Личностей мира шахмат из-за их политических воззрений, изгибов судьбы, они безупречны как Мастера. Шахматная литература и ее роль — это «параллельный мир» педагогики дополнительного образования, а возможно, и школьной педагогики, который они пока не воспринимают во всем богатстве его креативных возможностей.
Таким образом, шахматный кружок в УДОД содержательно и методически нацелен на обеспечение личностного развития ребенка. Именно миссия УДОД как развертывание возможно более результативных условий для реализации этого развития позволяет сегодня ставить вопрос о креативности шахмат в нашей стране. Так что их светлое будущее целесообразно связывать с политикой, направленной на увеличение числа УДОД.
И последнее. В России налаживаются государственность и общественная жизнь. В педагогической науке произошло изменение понимания своего объекта и средств его изучения и изменения. Неужели государство, общество и наука — эти три кита прогресса — не обратят свою прогрессивную креативность на обеспечение доступа к шахматам каждого российского ребенка?
На сегодня ничего дешевле шахмат в числе средств развития ребенка нет. Следует этим воспользоваться.
 
 
 
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz